«Недвижимость бизнес-класса — жилье для среднего класса» — такова тема открытой дискуссии, которую провели вместе с участниками рынка «РБК-Недвижимость» и «РБК daily».
Портал «РБК-Недвижимость» и газета «РБК daily» провели конференцию на тему «Доступна ли недвижимость бизнес-класса Москвы для среднего класса россиян» в рамках XIII Российского форума лидеров рынка недвижимости RREF в Центральном доме художника. На конференции выступили спикеры из консалтинговых и девелоперских компаний, работающих в сегменте жилья бизнес-класса.
В рамках конференции участники обсудили перспективы развития рынка недвижимости бизнес-класса в условиях ограниченного платежеспособного спроса в Москве, Подмосквье, России. Спикеры рассказали о портрете потребителя и технологиях продаж. Участники рынка также поделились успешным опытом проектирования и вывода на рынок недвижимости бизнес-класса на столичном и региональном уровнях.
«Чаще всего жилье бизнес-класса в пределах»старых» границ столицы России приобретают нефтяники, представители газовой отрасли, банкиры из крупных банков и сотрудники логистических компаний. На эти категории покупателей в прошлом году пришлось порядка 40% сделок нашей компании», — рассказывает Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка компании IntermarkSavills.
По его оценке, традиционно покупатели жилья бизнес-класса — это достаточно активные люди в возрасте от 35 лет. В большинстве случаев у них есть семья, чаще всего в семье двое детей. В основном, они приобретают недвижимость для собственного проживания, однако каждая пятая покупка предназначается для родственников (подрастающих детей или родителей). Подавляющее большинство тех, кто покупал жилье бизнес-класса в 2013г, приобретал его на собственные средства, ипотекой воспользовались менее 8%.
Бизнесс-класс становится доступнее для российских покупателей, которых можно отнести к среднему классу. Появляются доступные планировки и метражи квартир и апартаментов в пределах старых границ столицы. Ипотечное кредитование также «поворачивается лицом» к апартаментам, которые уже практически приравнены к стандартному жилью, считает Анатолий Довгань.
На первичном рынке люди в возрасте от 31 года до 45 лет составляют 57% покупателей жилья бизнес-класса Москвы, отмечает руководитель аналитического и консалтингового центра Est-A-Tet Владимир Богданюк. Порядка 70% покупателей — из Московского региона, а подавляющая часть из них — это сами москвичи, которые приобретают жилье бизнес-класса, чтобы улучшить свои жилищные условия. Однако на рынке апартаментов среди покупателей преобладает более молодая аудитория, которая выбирает жилье меньшей площади.
Наиболее востребованная покупка — это 12-16 млн руб. В 2013г. наиболее востребованным оказалось жилье площадью 60-100 кв. м, покупатели голосуют рублем и не готовы платить за большие неэффективные планироваки, которые были в 2008-2010гг.
По оценке руководителя департамента консалтинга компании «Бест-Новострой» Татьяны Шаровой, в сегменте бизнес-класса на трехкомнатные и двухкомнатные квартиры традиционно приходится наибольшая доля предложения — 37% и 30% от общего объема соответственно. В структуре спроса также преобладают двух- и трехкомнатные квартиры (28% и 30% соответственно от общего объема спроса).
«На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика средней стоимости 1 кв. м в новостройках бизнес-класса в рублевом выражении. Но, следует отметить, что к концу 2013г. темпы роста цен значительно снизились. Бессменным лидером по средней стоимости жилья в бизнес-классе остается ЦАО. Второе место в рейтинге округов по стоимости новостроек занимает ЗАО. Именно здесь были зафиксированы одни из самых высоких показателей стоимости квартир — до 680 тыс. руб. за 1 кв. м и до 650 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно», — поясняет она и добавляет, что средняя стоимость «квадрата» в новостройке бизнес-класса составляет 243 тыс. руб.
Может ли средний класс позволить себе бизнес-жилье
В конференции приняли участие: Александр Велигодский, генеральный директор «Ин-Групп»; Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка IntermarkSavills; Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации «Баркли»; Дмитрий Котровский, вице-президент «Химки Групп»; Софья Лебедева, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки»; Татьяна Шарова, руководитель департамента проектного консалтинга «Бест-Новострой»; Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-A-Tet; Жанна Зиновьева, директор департамента маркетинга ГК «Интеко»; Татьяна Тикова, директор департамента управления активами Группы «ПСН».
Модераторы: Игнат Бушухин (главный редактор проекта «РБК-Недвижимость») и Анастасия Дуленкова (редактор раздела «Недвижимость» газеты «РБК daily»).